Российско-китайский диалог: Модель 2023

Российско-китайский диалог: модель 2023: доклад № 87 / 2023 [К.В. Бабаев, А.В. Кортунов, Фэн Юйцзюнь, Гао Цзисян и др.; под ред. Е.О. Карпинской, А.П. Александрова, П.В. Бакулиной и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2023. — 88 с. —Авт. и ред. указаны на обороте тит. л. ISBN 978-5-6048843-6-2. В девятом ежегодном докладе «Российско-китайский диалог: модель 2023» представлен анализ российско-китайского сотрудничества во II–IV кварталах 2022 г. – I квартале 2023 г. В указанный период динамика отношений Москвы и Пекина испытывала заметное воздействие внешней среды, а именно дальнейшего развития конфронтационных тенденций. Авторы доклада сосредоточились на положении России и Китая в меняющемся мировом порядке, возможностях взаимодействия двух стран в Евразии, Латинской Америке и Африке. В докладе также рассмотрены основные достижения и трудности развития двустороннего сотрудничества в различных сферах. Высказанные в докладе мнения отражают исключительно личные взгляды и исследовательские позиции авторов и могут не совпадать с точкой зрения Некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам»

Девятый ежегодный доклад «Российско-китайский диалог: модель 2023» предоставляет в сжатой форме анализ и оценку двусторонних отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В докладе рассматриваются основные проблемные зоны и точки роста отношений между двумя крупнейшими державами Евразии, содержатся экспертные рекомендации по дальнейшему развитию взаимодействия между Россией и Китаем на фоне обостряющегося противостояния как на континенте, так и в международных отношениях в целом. Издание суммирует основные итоги сотрудничества РФ и КНР во II–IV кварталах 2022 г. и I квартале 2023 г. Охватываемый период часто называют «военным годом», так как боевые действия на Украине, начавшиеся 24 февраля 2022 г., и международные отношения вокруг ситуации в регионе стали главной темой мировой дипломатической и политической повестки. Кризис в отношениях России и США, развивавшийся в течение почти десятилетия, перешел в горячую фазу, обострив противоречия между «глобальным Западом» во главе с США и Россией. Эти события и тенденции оказали самое непосредственное и даже определяющее влияние на развитие российско-китайских отношений практически во всех сферах. Влияние это можно назвать в целом позитивным. Российско-китайские отношения не только устояли перед многочисленными новыми вызовами, возникшими в связи с украинским кризисом, но за прошедший год существенно упрочились. Уже вскоре после начала конфликта вокруг Украины западные СМИ констатировали, что Китай поддержал Россию в ее стремлении обеспечить собственную безопасность. Россия в свою очередь оказала Китаю дипломатическую поддержку в ходе кризиса вокруг Тайваня летом и осенью 2022 г. Вместе с тем, при том что в начале 2022 г. стороны заявили, что отношения «не имеют верхнего предела и запретных зон», практика показала, что страны сосредоточены скорее на развитии двустороннего диалога. В контексте российско-украинского конфликта Китай считает крайне важным придерживаться принципов «неприсоединения, неконфронтации и ненаправленности против третьих стран». Уровень взаимодействия между первыми лицами продолжает оставаться одним из важнейших факторов укрепления двусторонних отношений. В анализируемый период руководители РФ и КНР несколько раз встречались (в том числе по видеосвязи и на полях саммитов БРИКС, ШОС) и поддерживали общение по телефону.  Исторические события в Пекине — XX съезд КПК осенью 2022 г. и заседания высшего законодательного и совещательного органов власти в марте 2023 г. — привнесли в российско-китайские отношения еще больше  стабильности и надежности. Переизбрание Си Цзиньпина на высшие посты китайской партийной, государственной и военной иерархии стало позитивной новостью для российско-китайских отношений, предопределив предсказуемость и обоюдный интерес развития этих контактов на ближайшие годы. Именно Владимир Путин стал первым из мировых лидеров, поздравивших Си Цзиньпина с переизбранием на пост председателя КНР 10 марта 2023 г., и именно в Россию глава КНР совершил свой первый международный визит после этого события. Московский визит, состоявшийся 20–22 марта 2023 г., стал важнейшим событием года в двусторонних отношениях и создал прочную основу для углубления сотрудничества между РФ и КНР по целому ряду направлений. Визит имел важное символическое значение, дав сигнал международному сообществу о незыблемости партнерства между двумя странами. Принципы мирного урегулирования украинского конфликта, выдвинутые КНР в феврале 2023 г. и поддержанные президентом РФ в ходе московского саммита, обозначили Пекин как влиятельного и ответственного игрока глобального уровня. Лидеры сошлись во мнении, что в контексте перемен, невиданных за сто лет, отношения между странами достигли беспрецедентно высокого уровня. По итогам переговоров Владимир Путин был приглашен принять участие в саммите инициативы «Один пояс, один путь», а Михаил Мишустин —посетить Пекин. Визит председателя правительства РФ состоялся 23–24 мая 2023 г. и завершился подписанием нескольких межведомственных соглашений для развития экономического взаимодействия. Политическое сотрудничество также продолжает углубляться. Россия и Китай заняли единую позицию по большинству вопросов международной повестки на площадках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, Группы двадцати и других международных форматов. Обе державы продолжают придерживаться принципов государственного устройства, международного права, неприемлемости санкционного давления и вмешательства во внутренние дела других государств, инклюзивности международной безопасности, изложенных в Совместном заявлении от 4 февраля 2022 г. Все эти вопросы в 2022 г. стали важными и чувствительными для всего мира, и на сегодняшний день между Россией и Китаем по ним существует практически полный консенсус. Вашингтону становится все сложнее вбить клин между Пекином и Москвой. Наиболее серьезные вызовы пришлось испытать экономическим связям РФ и КНР. Санкционная война, развязанная странами «глобального Запада» (включая и союзников США в АТР) против России, привела к переоценке рисков двустороннего финансового и торгово-экономического сотрудничества. Весной 2022 г. многие аналитики полагали, что развитие торговли и инвестиционного сотрудничества между двумя странами остановилось, а китайские власти и бизнес не решаются вступать в долгосрочные инвестиционные или торговые контракты, опасаясь вторичных санкций. Под влиянием роста мировых цен на нефть основной показатель экономического сотрудничества — торговый оборот между двумя странами — в 2022 г. достиг беспрецедентной планки в 185-190 (по разным оценкам) млрд долл. К осени 2022 г. китайские промышленные товары и комплектующие стали занимать многочисленные ниши на российском рынке, освободившиеся в результате ухода западных компаний. В частности, продажи автомобилей китайского производства составили около трети российского рынка, в 2023 г. анонсирован запуск производства ряда китайских марок на российской территории. Китайские товары стали лидерами по продажам в сегментах бытовой электроники, мобильных телефонов, компьютерной техники, а китайские оборудование, запчасти, комплектующие и другие промышленные товары позволяют России восполнить их временную нехватку, возникшую в результате резкого разрыва производственных цепочек с Европой, США, Японией и Южной Кореей.
В результате одним из основных препятствий на пути к росту торговли между КНР и Россией в 2022 г. стали не столько санкции США и ЕС, сколько внутренние ограничения, такие как недостаток логистических мощностей для транспортировки товаров. Эта проблема постепенно преодолевается: в течение года было открыто два новых наземных пограничных перехода, ускоренными темпами продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры восточных регионов России. В марте 2023 г. в Татарстане началось строительство крупнейшего в России логистического терминала, символично получившего имя Дэн Сяопина. И хотя логистическая проблема в условиях постоянно растущего спроса с обеих сторон границы далека от окончательного решения, работа в этом направлении будет ускорена. Расширение трубопроводной инфраструктуры — один из важнейших мегапроектов России и Китая. Магистральный газопровод «Сила Сибири» достиг своей «станции назначения» — Шанхая, — а в России стартовала работа по проектированию нового газопровода «Сила Сибири — 2» (и его продолжения «Союз Восток»), чему способствовали трехсторонние договоренности между РФ, Китаем и Монголией, достигнутые на встрече в сентябре 2022 г. Тем не менее основной контракт по этому проекту сторонами пока не подписан, и вопрос о его сроках и ценовых параметрах остается открытым. Другой проблемой, которую предстоит преодолеть двум странам в ближайшие годы, остается неразвитость инвестиционного портфеля китайских корпораций в России. При том, что торговля между нашими государствами бьет рекорды, уровень китайских инвестиций в российскую экономику остается весьма невысоким, а российские инвестиции в Китай еще более скромны. Однако их динамика продолжает оставаться позитивной, и есть надежды, что в 2023 г. инвестиционные проекты могут пойти в такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, нефте- и газохимия, нефтепереработка и сельское хозяйство. Продолжится расширение взаимодействия в сфере атомной энергетики, в области сельского хозяйства. В ходе переговоров в Москве в марте 2023 г. премьер-министр Российской Федерации заявил о 79 инвестпроектах на общую сумму 165 млрд долл., находящихся на рассмотрении одной из российско-китайских межправительственных комиссий. В совместном заявлении по итогам московских переговоров стороны согласились, что до 2030 г. будет выстроена широкая производственная кооперация в различных сферах, включая производственную и научно-технологическую. Российские власти заявляют о необходимости проведения совместных исследований и разработок с последующей коммерциализацией в России, и договоренности о проектах такого рода — задача двусторонних отношений на 2023 г. и последующие годы. Важным итогом прошедшего года стало снятие обеими сторонами транспортных ограничений после трехлетней пандемии COVID-19. Эти меры должны не только придать новый импульс оживлению и ускоренному росту экономики КНР, но и вернуть на «доковидный» уровень интенсивность контактов между двумя странами. Авиакомпании обеих стран практически еженедельно расширяют сетку авиационного сообщения между крупными городами КНР и России, заработали наземные пограничные переходы, отменены ограничения в выдаче всех типов виз (а также восстановлен безвизовый въезд на туристический остров Хайнань), что открывает возможности для полного восстановления и дальнейшего расширения не только экономических, но и научных, образовательных, культурных и туристических контактов. Важным аспектом российско-китайского сотрудничества на международной арене являются отношения двух стран в многосторонних форматах ШОС и БРИКС. 2022 г. дал шанс двум объединениям существенно повысить динамику интеграции, учитывая желание многих государств развивающегося мира снизить риски санкционного давления со стороны Запада. В этой связи страны БРИКС вернулись к активному обсуждению введения собственной резервной валюты на основе корзины валют стран-участниц. К весне 2023 г. национальные валюты, по словам Владимир Путина, уже составляли около двух третей общего объема двусторонних торговых расчетов. В ближайшие годы будет расти роль Нового банка развития, становление которого в интересах как Китая, так и России. Москва и Пекин рассчитывают при помощи двусторонних механизмов и инструментов БРИКС увеличивать эту долю и в дальнейшем.

Россия и Китай одинаково позитивно смотрят на перспективы расширения БРИКС и ШОС. Интерес к присоединению к одному из двух объединений в 2022 г. выразили сразу несколько региональных лидеров Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, и в 2023 г. двум странам предстоит совместно с партнерами принять важные решения по механизму дальнейшего расширения ШОС и БРИКС, а также по превращению БРИКС в полноценную организацию, которая могла бы стать базовой площадкой для формирования новой архитектуры безопасности и стабильного экономического развития.  Итоги 2022 г., таким образом, оказались для двусторонних отношений весьма позитивными во всех сферах. С этим согласны и лидеры двух стран. На переговорах в Москве президент РФ Владимир Путин отметил, что активный двусторонний диалог «позволяет находить решения всех проблем в любых, даже в самых сложных ситуациях». В свою очередь, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «китайско-российские связи далеко вышли за рамки двусторонних отношений и имеют жизненно важное значение для современного миропорядка и судьбы человечества». Эти слова позволяют
надеяться, что растущие вызовы, стоящие перед нашими государствами,
будут и далее преодолеваться успешно.

Источник: РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ)

https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2023-Report87.pdf?ysclid=lrenw28sxu473928292

 

Российско-китайский диалог: Модель 2022

Восьмой ежегодный доклад «Российско-китайский диалог: модель 2022» предоставляет в сжатой форме анализ и оценку двусторонних отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В докладе рассматриваются основные проблемные зоны и точки роста этих отношений, содержатся экспертные рекомендации по дальнейшему развитию взаимодействия между двумя крупнейшими державами Евразии на фоне меняющейся обстановки как на континенте, так и в международных отношениях в целом. Издание суммирует основные итоги сотрудничества России и КНР во II–IV кварталах 2021 г. и I квартале 2022 г. Это время оказалось чрезвычайно турбулентным для международных отношений в Евразии, прежде всего из-за кризиса европейской безопасности и ситуации вокруг Украины, обострившейся в IV кв. 2021 г. и приведшей к началу специальной военной операции России в феврале 2022 г. Названные события оказали значительное негативное воздействие и на международную обстановку в целом, и на взаимодействие России и Запада в частности. Тем важнее та положительная динамика, которая отмечалась в российско-китайских отношениях на протяжении указанного периода.

Необходимо отметить две вехи: 28 июня 2021 г. Россия и Китай приняли Совместное заявление к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а 4 февраля 2022 г. в ходе визита президента РФ в КНР — Совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. Эти документы закрепили единое понимание сторонами основных понятий современного общественного устройства и геополитической ситуации в мире, прежде всего понятия демократии, толкование которого в 2021 г. стало одним из главных идеологических споров в мировой политике. После обострения противостояния между Россией и странами Запада вокруг Украины близость взглядов Москвы и Пекина на важнейшие вопросы политической повестки дня, международных отношений и мирового порядка сыграла ключевую роль для начала формирования весной 2022 г. кардинально нового геополитического ландшафта. В ходе продолжающегося кризиса Россия и Китай выступают со сходных позиций, а заявления руководства КНР в основном поддерживают российскую точку зрения как по причинам возникновения кризиса вокруг Украины, так и по вопросам его возможного урегулирования. В то же время Китай выразил уважение к национальному суверенитету и территориальной целостности Украины.

Обострение отношений между США и их союзниками, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, вызвано также активизацией в 2021 г. политики сдерживания Москвы и Пекина, проводимой Вашингтоном в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Фактически в 2021 г. Соединенные Штаты окончательно взяли курс на форсированное «окружение» Евразии двумя мощными военно-политическими блоками: НАТО и ЕС на Западе и формирующимся Индо-Тихоокеанским блоком на Востоке. Оба указанных формата, что не скрывают в США, направлены, прежде всего, против Китая, а потенциально — и против России. Решимость администрации Джозефа Байдена проводить стратегию «двойного сдерживания» в отношении Москвы и Пекина была подтверждена на очередном регулярном саммите НАТО в Брюсселе и на саммите «Группы семи» в Корнуолле в июне 2021 г. Нынешний цикл консолидации Запада начался ранее 2021 г. Смена центробежного вектора на центростремительный обозначилась по меньшей мере с победой на президентских выборах в США последовательного сторонника трансатлантического и более широкого глобального единства либеральных демократий Дж. Байдена. Задолго до начала российской военной спецоперации западные политические элиты подталкивало к сближению осознание ими растущего экзистенциального вызова со стороны Китая. Тем не менее запущенные 24 февраля 2022 г. процессы придали консолидации новый мощный импульс.

Однако долгосрочный успех энергичных усилий Вашингтона по реставрации однополярного мира не гарантирован. США — да и Запад в целом — уже не так сильны в экономическом, политическом и военном отношении, как 20 лет назад. Соотношение сил в современном мире ощутимо сдвинулось в пользу незападных стран и регионов, и эта долгосрочная тенденция продолжает набирать силу. В международном сообществе уже давно нет того безоглядного пиетета к либеральным экономическим и социально-политическим моделями, какой наблюдался повсеместно в начале XXI в. Реальность такова, что глобальное общество становится все более и более разнообразным, а не однородным. В этом обществе никто не может претендовать на монополию на стандарты прогресса или на знание будущего.

Наверняка можно рассуждать лишь о том, что в грядущем миропорядке относительная роль Соединенных Штатов будет снижаться, а роль незападных стран — повышаться. В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что, наращивая активность и сеть альянсов вокруг Евразии, США постепенно отступают из ее внутренних районов. Так, в 2021 г. состоялся полный вывод американских войск из Афганистана. Соединенные Штаты остались практически безучастными к урегулированию региональных кризисов в Нагорном Карабахе в 2020–2021 гг. и в Казахстане в январе 2022 г. Все эти события знаменуют собой формирование в Евразии иной стратегической обстановки, создающей новые возможности для российско-китайского взаимодействия.

Оба тренда логически ведут к усилению координации и взаимодействия между двумя крупнейшими державами Евразии, к формированию на базе этого сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и Большого евразийского партнерства (БЕП). Очевидно, что геополитическая ситуация как в центре Евразии, так и на ее периферии — в Евро-атлантике и на Тихом океане — будет и далее способствовать политическому сближению России и Китая.

4 февраля 2022 г. на полях XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. Это довольно пространный концептуальный документ, в котором подробно изложены общие подходы России и Китая к некоторым из наиболее фундаментальных проблем современного мира, включая региональную и всемирную безопасность, демократию и права человека, социальную справедливость и изменение климата, контроль над вооружениями и ядерное нераспространение, национальный суверенитет и многосторонность. Заявление, принятое лидерами двух стран на фоне продолжающегося острого кризиса вокруг Украины и латентного кризиса вокруг Тайваня, не могло остаться незамеченным. Как и следовало ожидать, на Западе оно было встречено преимущественно критически — как вызов устоявшимся правилам игры в мировой политике и как претензия на лидерство в ревизии этих правил. Москву и Пекин в очередной раз обвинили в стремлении создать некий глобальный «альянс автократий», противостоящий странам либеральной демократии. Однако справедливо ли интерпретировать заявление как объявление идеологической войны Западу, или это, скорее, предложение глобального идеологического перемирия? РФ и КНР — очень непохожие государства, имеющие различные цивилизационные фундаменты. По многим социальным индикаторам Россия гораздо ближе к своим соседям в Центральной Европе, чем к Поднебесной, а китайское общество имеет больше общих характеристик с обществами стран Юго-Восточной Азии, чем с российским. И РФ, и КНР имеют уникальные культурные и политические традиции. Цитируя Шекспира, позволительно заметить, что Россия и Китай похожи друг на друга, «как устрица на грушу», а потому размещение их в одной категории «глобальных автократий» — это очень сомнительное и даже вводящее в заблуждение обобщение. Еще более важно то, что в заявлении нет никаких формулировок, дающих основание заключить, что Россия и Китай стремятся начать наступательную идеологическую войну против либеральных западных демократий или что Москва и Пекин намерены поставить под сомнение право стран Запада придерживаться тех политических принципов и процедур, которые развивались там в течение последних двух-трех столетий. В заявлении лишь подчеркивается очевидное: ни одно государство, ни одно общество и ни одна политическая партия или движение не имеют окончательных ответов на все трудные вопросы социального развития человечества. Таких ответов по определению нет ни у Москвы, ни у Пекина. А коль скоро монополией на истину не обладает никто, то в международных отношениях не должно быть никаких иерархий, основанных на том, как те или иные страны выстраивают траектории своего социального и политического развития. Уважение к национальным традициям и культурным особенностям не означает, что не существует универсальных прав человека, которые все государства должны защищать; они существуют, но должны определяться международным сообществом в целом, а не небольшой группой стран, провозглашающих себя образцами общественного устройства для всеобщего подражания.

В своем заявлении лидеры России и Китая декларируют, что главная разделительная линия в современной политике проходит не между «демократией» и «автократией», как это часто представляется на Западе, а, скорее, между «порядком» и «хаосом». Ключевая задача глобальной политики сегодня, с точки зрения лидеров двух стран, заключается в повышении уровня управляемости все более гетерогенного мира. Для решения этой сложной задачи международному сообществу следует принять свое растущее разнообразие не только как проблему, но и как возможность. Политики и государственные деятели должны сосредоточиться на инклюзивных, а не исключительных механизмах, регулирующих конкретные аспекты глобальной и региональной экономики и политики.
Именно поэтому в заявлении лидеры России и Китая выразили решительную оппозицию блокам и ситуативным коалициям, основанным на идеологических принципах и направленным на маргинализацию, если не на сдерживание других международных игроков. Эта оппозиция относится не только к таким оборонным альянсам, как НАТО или AUKUS, но и к более аморфным структурам наподобие Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad). Тем не менее возражения против эксклюзивных форматов не тождественны объявлению идеологической войны против Запада; Москва и Пекин предлагают иные многосторонние форматы (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, Евразийский экономический союз, ОПОП), основанные на политическом плюрализме участников. В каждый из этих форматов входят страны с очень несхожими политическими и социальными системами, что не мешает им вполне успешно взаимодействовать друг с другом.

В заявлении Россия и Китай предлагают западным оппонентам договориться об идеологическом перемирии ради создания инклюзивного миропорядка. Превращение идеологии в главный принцип, определяющий новое геополитическое устройство, было бы стратегической ошибкой с долгосрочными негативными последствиями для всех участников международных отношений. Если глубокие разногласия закрепляются
в общественном сознании, трансформируются в национальные стратегии и военные доктрины, то эти разделения неизбежно превращаются в непреодолимое препятствие на пути к объединению человечества вокруг общих проблем и общественных благ.

Политическое противостояние стран Запада с РФ и КНР оказывает возрастающее влияние на экономическую ситуацию в мире, в том числе на торговые связи между Москвой и Пекином. 2021 год стал прорывным для российско-китайских экономических отношений: товарооборот вырос более чем на 35 % и, по оценкам обеих сторон, превысил 140 млрд долл.

По итогам I квартала 2022 г. российский экспорт продолжил рост. И в конце года можно ожидать новых рекордных цифр взаимного товарооборота. Однако при этом импорт китайской продукции в Россию с марта 2022 г. начал замедляться. Тенденция коснулась в основном высокотехнологичной продукции: машин, оборудования, компонентов и других промышленных товаров, крупные производители которых в КНР опасаются вторичных санкций со стороны США и — в меньшей степени — ЕС и Великобритании.

В I квартале 2022 г. Москва и Пекин встали перед необходимостью разработки новых взаимоприемлемых механизмов торговли, которые позволят снизить риски для китайских поставщиков и обеспечить российскому рынку закрытие лакун, образовавшихся в результате разрыва старых экономических связей с западными компаниями. Весьма вероятно, что потребуется и разработка всеобъемлющего межгосударственного механизма финансовых расчетов, который позволил бы полностью перейти от валют западных стран в двусторонней торговле к национальным валютам. В случае запуска к такому механизму с большой вероятностью присоединятся и другие страны Евразии, прежде всего члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) из числа государств Центральной Азии. В 2021 г. ШОС отметила 20-летие. Присоединение к организации девятого члена — Ирана — а также подключение трех новых партнеров по диалогу (Саудовская Аравия, Катар и Египет) превращает ее в ключевого игрока во всех крупных регионах Евразии — от Восточной Азии до Ближнего Востока. Для России и Китая ШОС становится одной из основных площадок укрепления региональной стабильности, сопряжения крупных экономических проектов (прежде всего, таких, как «Один пояс, один путь» и ЕАЭС) и формирования новых финансовых, торговых и технологических платформ, не зависящих от стран Запада. В рамках организации активизируется и гуманитарное, научное и образовательное сотрудничество России и Китая. Повышение роли ШОС на всех указанных треках, о котором давно говорят руководители обеих стран, получило в 2021–2022 гг. мощный импульс и имеет все шансы быть реализованным в ближайшее время.

2022 год может стать ключевым в формировании кардинально новой системы международных отношений. Он окажется судьбоносным и для России в контексте ее ставшего неизбежным «разворота на Восток» и формирования иных взаимоотношений со странами Европы и США, и для КНР, где в 2022 г. пройдет XX съезд КПК и будут определены задачи развития страны на ближайшие годы. Российско-китайские отношения имеют все шансы еще более укрепиться во всех сферах, что соответствует и воле обоих народов, и геополитической необходимости, и ситуации в мире. Интенсификации сотрудничества должно способствовать и отступление пандемии COVID-19: открытия границы между странами ждут как в России, так и в Китае. Перед нашими государствами стоят беспрецедентные вызовы, однако открываются и новые уникальные возможности долгосрочного партнерства. Как говорят в Китае, в дальней дороге не бывает легкой поклажи.

Источник: РСМД (РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ)

https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2022-Report78.pdf

В седьмом ежегодном докладе «Российско-Китайский диалог. Модель 2021»  представлены общие взгляды ведущих российских и китайских экспертов-международников на сотрудничество РФ и КНР во II-IV квартале 2020 г. и I квартале 2021 г. В год 20-летия подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР авторы материала оценивают состояние изменившейся внешней среды, в которой на современном этапе развиваются двусторонние отношения, и анализируют подходы Москвы и Пекина к ключевым международным проблемам в поисках точек конвергенции. В фокусе издания также находится динамика развития российско-китайского сотрудничества в экономической, научно-технологической и гуманитарной областях за прошедший период. По результатам анализа эксперты формулируют практические рекомендации в целях корректировки возможных негативных трендов и выведения партнерства на новый уровень.

Источник: РСМД (РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ)

https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2021/