Восьмой ежегодный доклад «Российско-китайский диалог: модель 2022» предоставляет в сжатой форме анализ и оценку двусторонних отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В докладе рассматриваются основные проблемные зоны и точки роста этих отношений, содержатся экспертные рекомендации по дальнейшему развитию взаимодействия между двумя крупнейшими державами Евразии на фоне меняющейся обстановки как на континенте, так и в международных отношениях в целом. Издание суммирует основные итоги сотрудничества России и КНР во II–IV кварталах 2021 г. и I квартале 2022 г. Это время оказалось чрезвычайно турбулентным для международных отношений в Евразии, прежде всего из-за кризиса европейской безопасности и ситуации вокруг Украины, обострившейся в IV кв. 2021 г. и приведшей к началу специальной военной операции России в феврале 2022 г. Названные события оказали значительное негативное воздействие и на международную обстановку в целом, и на взаимодействие России и Запада в частности. Тем важнее та положительная динамика, которая отмечалась в российско-китайских отношениях на протяжении указанного периода.

Необходимо отметить две вехи: 28 июня 2021 г. Россия и Китай приняли Совместное заявление к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а 4 февраля 2022 г. в ходе визита президента РФ в КНР — Совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. Эти документы закрепили единое понимание сторонами основных понятий современного общественного устройства и геополитической ситуации в мире, прежде всего понятия демократии, толкование которого в 2021 г. стало одним из главных идеологических споров в мировой политике. После обострения противостояния между Россией и странами Запада вокруг Украины близость взглядов Москвы и Пекина на важнейшие вопросы политической повестки дня, международных отношений и мирового порядка сыграла ключевую роль для начала формирования весной 2022 г. кардинально нового геополитического ландшафта. В ходе продолжающегося кризиса Россия и Китай выступают со сходных позиций, а заявления руководства КНР в основном поддерживают российскую точку зрения как по причинам возникновения кризиса вокруг Украины, так и по вопросам его возможного урегулирования. В то же время Китай выразил уважение к национальному суверенитету и территориальной целостности Украины.

Обострение отношений между США и их союзниками, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, вызвано также активизацией в 2021 г. политики сдерживания Москвы и Пекина, проводимой Вашингтоном в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Фактически в 2021 г. Соединенные Штаты окончательно взяли курс на форсированное «окружение» Евразии двумя мощными военно-политическими блоками: НАТО и ЕС на Западе и формирующимся Индо-Тихоокеанским блоком на Востоке. Оба указанных формата, что не скрывают в США, направлены, прежде всего, против Китая, а потенциально — и против России. Решимость администрации Джозефа Байдена проводить стратегию «двойного сдерживания» в отношении Москвы и Пекина была подтверждена на очередном регулярном саммите НАТО в Брюсселе и на саммите «Группы семи» в Корнуолле в июне 2021 г. Нынешний цикл консолидации Запада начался ранее 2021 г. Смена центробежного вектора на центростремительный обозначилась по меньшей мере с победой на президентских выборах в США последовательного сторонника трансатлантического и более широкого глобального единства либеральных демократий Дж. Байдена. Задолго до начала российской военной спецоперации западные политические элиты подталкивало к сближению осознание ими растущего экзистенциального вызова со стороны Китая. Тем не менее запущенные 24 февраля 2022 г. процессы придали консолидации новый мощный импульс.

Однако долгосрочный успех энергичных усилий Вашингтона по реставрации однополярного мира не гарантирован. США — да и Запад в целом — уже не так сильны в экономическом, политическом и военном отношении, как 20 лет назад. Соотношение сил в современном мире ощутимо сдвинулось в пользу незападных стран и регионов, и эта долгосрочная тенденция продолжает набирать силу. В международном сообществе уже давно нет того безоглядного пиетета к либеральным экономическим и социально-политическим моделями, какой наблюдался повсеместно в начале XXI в. Реальность такова, что глобальное общество становится все более и более разнообразным, а не однородным. В этом обществе никто не может претендовать на монополию на стандарты прогресса или на знание будущего.

Наверняка можно рассуждать лишь о том, что в грядущем миропорядке относительная роль Соединенных Штатов будет снижаться, а роль незападных стран — повышаться. В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что, наращивая активность и сеть альянсов вокруг Евразии, США постепенно отступают из ее внутренних районов. Так, в 2021 г. состоялся полный вывод американских войск из Афганистана. Соединенные Штаты остались практически безучастными к урегулированию региональных кризисов в Нагорном Карабахе в 2020–2021 гг. и в Казахстане в январе 2022 г. Все эти события знаменуют собой формирование в Евразии иной стратегической обстановки, создающей новые возможности для российско-китайского взаимодействия.

Оба тренда логически ведут к усилению координации и взаимодействия между двумя крупнейшими державами Евразии, к формированию на базе этого сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и Большого евразийского партнерства (БЕП). Очевидно, что геополитическая ситуация как в центре Евразии, так и на ее периферии — в Евро-атлантике и на Тихом океане — будет и далее способствовать политическому сближению России и Китая.

4 февраля 2022 г. на полях XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. Это довольно пространный концептуальный документ, в котором подробно изложены общие подходы России и Китая к некоторым из наиболее фундаментальных проблем современного мира, включая региональную и всемирную безопасность, демократию и права человека, социальную справедливость и изменение климата, контроль над вооружениями и ядерное нераспространение, национальный суверенитет и многосторонность. Заявление, принятое лидерами двух стран на фоне продолжающегося острого кризиса вокруг Украины и латентного кризиса вокруг Тайваня, не могло остаться незамеченным. Как и следовало ожидать, на Западе оно было встречено преимущественно критически — как вызов устоявшимся правилам игры в мировой политике и как претензия на лидерство в ревизии этих правил. Москву и Пекин в очередной раз обвинили в стремлении создать некий глобальный «альянс автократий», противостоящий странам либеральной демократии. Однако справедливо ли интерпретировать заявление как объявление идеологической войны Западу, или это, скорее, предложение глобального идеологического перемирия? РФ и КНР — очень непохожие государства, имеющие различные цивилизационные фундаменты. По многим социальным индикаторам Россия гораздо ближе к своим соседям в Центральной Европе, чем к Поднебесной, а китайское общество имеет больше общих характеристик с обществами стран Юго-Восточной Азии, чем с российским. И РФ, и КНР имеют уникальные культурные и политические традиции. Цитируя Шекспира, позволительно заметить, что Россия и Китай похожи друг на друга, «как устрица на грушу», а потому размещение их в одной категории «глобальных автократий» — это очень сомнительное и даже вводящее в заблуждение обобщение. Еще более важно то, что в заявлении нет никаких формулировок, дающих основание заключить, что Россия и Китай стремятся начать наступательную идеологическую войну против либеральных западных демократий или что Москва и Пекин намерены поставить под сомнение право стран Запада придерживаться тех политических принципов и процедур, которые развивались там в течение последних двух-трех столетий. В заявлении лишь подчеркивается очевидное: ни одно государство, ни одно общество и ни одна политическая партия или движение не имеют окончательных ответов на все трудные вопросы социального развития человечества. Таких ответов по определению нет ни у Москвы, ни у Пекина. А коль скоро монополией на истину не обладает никто, то в международных отношениях не должно быть никаких иерархий, основанных на том, как те или иные страны выстраивают траектории своего социального и политического развития. Уважение к национальным традициям и культурным особенностям не означает, что не существует универсальных прав человека, которые все государства должны защищать; они существуют, но должны определяться международным сообществом в целом, а не небольшой группой стран, провозглашающих себя образцами общественного устройства для всеобщего подражания.

В своем заявлении лидеры России и Китая декларируют, что главная разделительная линия в современной политике проходит не между «демократией» и «автократией», как это часто представляется на Западе, а, скорее, между «порядком» и «хаосом». Ключевая задача глобальной политики сегодня, с точки зрения лидеров двух стран, заключается в повышении уровня управляемости все более гетерогенного мира. Для решения этой сложной задачи международному сообществу следует принять свое растущее разнообразие не только как проблему, но и как возможность. Политики и государственные деятели должны сосредоточиться на инклюзивных, а не исключительных механизмах, регулирующих конкретные аспекты глобальной и региональной экономики и политики.
Именно поэтому в заявлении лидеры России и Китая выразили решительную оппозицию блокам и ситуативным коалициям, основанным на идеологических принципах и направленным на маргинализацию, если не на сдерживание других международных игроков. Эта оппозиция относится не только к таким оборонным альянсам, как НАТО или AUKUS, но и к более аморфным структурам наподобие Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad). Тем не менее возражения против эксклюзивных форматов не тождественны объявлению идеологической войны против Запада; Москва и Пекин предлагают иные многосторонние форматы (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, Евразийский экономический союз, ОПОП), основанные на политическом плюрализме участников. В каждый из этих форматов входят страны с очень несхожими политическими и социальными системами, что не мешает им вполне успешно взаимодействовать друг с другом.

В заявлении Россия и Китай предлагают западным оппонентам договориться об идеологическом перемирии ради создания инклюзивного миропорядка. Превращение идеологии в главный принцип, определяющий новое геополитическое устройство, было бы стратегической ошибкой с долгосрочными негативными последствиями для всех участников международных отношений. Если глубокие разногласия закрепляются
в общественном сознании, трансформируются в национальные стратегии и военные доктрины, то эти разделения неизбежно превращаются в непреодолимое препятствие на пути к объединению человечества вокруг общих проблем и общественных благ.

Политическое противостояние стран Запада с РФ и КНР оказывает возрастающее влияние на экономическую ситуацию в мире, в том числе на торговые связи между Москвой и Пекином. 2021 год стал прорывным для российско-китайских экономических отношений: товарооборот вырос более чем на 35 % и, по оценкам обеих сторон, превысил 140 млрд долл.

По итогам I квартала 2022 г. российский экспорт продолжил рост. И в конце года можно ожидать новых рекордных цифр взаимного товарооборота. Однако при этом импорт китайской продукции в Россию с марта 2022 г. начал замедляться. Тенденция коснулась в основном высокотехнологичной продукции: машин, оборудования, компонентов и других промышленных товаров, крупные производители которых в КНР опасаются вторичных санкций со стороны США и — в меньшей степени — ЕС и Великобритании.

В I квартале 2022 г. Москва и Пекин встали перед необходимостью разработки новых взаимоприемлемых механизмов торговли, которые позволят снизить риски для китайских поставщиков и обеспечить российскому рынку закрытие лакун, образовавшихся в результате разрыва старых экономических связей с западными компаниями. Весьма вероятно, что потребуется и разработка всеобъемлющего межгосударственного механизма финансовых расчетов, который позволил бы полностью перейти от валют западных стран в двусторонней торговле к национальным валютам. В случае запуска к такому механизму с большой вероятностью присоединятся и другие страны Евразии, прежде всего члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) из числа государств Центральной Азии. В 2021 г. ШОС отметила 20-летие. Присоединение к организации девятого члена — Ирана — а также подключение трех новых партнеров по диалогу (Саудовская Аравия, Катар и Египет) превращает ее в ключевого игрока во всех крупных регионах Евразии — от Восточной Азии до Ближнего Востока. Для России и Китая ШОС становится одной из основных площадок укрепления региональной стабильности, сопряжения крупных экономических проектов (прежде всего, таких, как «Один пояс, один путь» и ЕАЭС) и формирования новых финансовых, торговых и технологических платформ, не зависящих от стран Запада. В рамках организации активизируется и гуманитарное, научное и образовательное сотрудничество России и Китая. Повышение роли ШОС на всех указанных треках, о котором давно говорят руководители обеих стран, получило в 2021–2022 гг. мощный импульс и имеет все шансы быть реализованным в ближайшее время.

2022 год может стать ключевым в формировании кардинально новой системы международных отношений. Он окажется судьбоносным и для России в контексте ее ставшего неизбежным «разворота на Восток» и формирования иных взаимоотношений со странами Европы и США, и для КНР, где в 2022 г. пройдет XX съезд КПК и будут определены задачи развития страны на ближайшие годы. Российско-китайские отношения имеют все шансы еще более укрепиться во всех сферах, что соответствует и воле обоих народов, и геополитической необходимости, и ситуации в мире. Интенсификации сотрудничества должно способствовать и отступление пандемии COVID-19: открытия границы между странами ждут как в России, так и в Китае. Перед нашими государствами стоят беспрецедентные вызовы, однако открываются и новые уникальные возможности долгосрочного партнерства. Как говорят в Китае, в дальней дороге не бывает легкой поклажи.

Источник: РСМД (РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ)

https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2022-Report78.pdf

В седьмом ежегодном докладе «Российско-Китайский диалог. Модель 2021»  представлены общие взгляды ведущих российских и китайских экспертов-международников на сотрудничество РФ и КНР во II-IV квартале 2020 г. и I квартале 2021 г. В год 20-летия подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР авторы материала оценивают состояние изменившейся внешней среды, в которой на современном этапе развиваются двусторонние отношения, и анализируют подходы Москвы и Пекина к ключевым международным проблемам в поисках точек конвергенции. В фокусе издания также находится динамика развития российско-китайского сотрудничества в экономической, научно-технологической и гуманитарной областях за прошедший период. По результатам анализа эксперты формулируют практические рекомендации в целях корректировки возможных негативных трендов и выведения партнерства на новый уровень.

Источник: РСМД (РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ)

https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2021/